Закрыть ... [X]

Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера

Важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – это разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:


  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;

  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;

  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

    • кратко характеризуются основные идеи технологии;

    • описываются достижения в работе;

    • доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии;

    • определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

  2. Представление системы учебных занятий:

    • описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

    • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

  3. Проведение имитационной игры:

    • учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;

    • слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

  4. Моделирование:

    • учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

    • мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

    • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия

  5. Рефлексия:

    • проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Технология организации мастер-класса

1. Отбор содержания.
а) Предметное содержание. Я - учитель биологии и химии. Как вы думаете, на предметном материале какой школьной дисциплины будет строиться мой мастер-класс? Вопрос риторический.
б) Культурологическое содержание. Не каждая тема школьной дисциплины может стать темой мастер-класса. Во-первых, нужно помнить, что участниками мастер-класса могут быть учителя разных предметов. Во-вторых, наибольший интерес представляют не предметные знания как таковые, а их культурологическая составляющая, которая в разных темах может быть более или менее выраженной. Проверим? Тема "Влияние мезомерного и индукционного эффектов на химические свойства фенолов" Как вам такая тема мастер-класса? Если участник не засохнут с тоски на пятой минуте - это будет здорово, а учителя не химики могут просто получить серьезную психологическую травму. Тема "Свеча горела на столе". "Свеча горела?" - скажет химик - "Это же химический процесс!". А физик увидит здесь переход из одного агрегатного состояния в другое (да простят меня физики за маленькую ложь, все-таки здесь нельзя говорить о фазовом переходе). А литератор? Правильно, филологи увидят здесь возможность поговорить о творчестве Пастернака. А учитель ОБЖ? Догадались? А историк? Так что у каждого участника найдется что сказать.
в) Методическое содержание. А вот на этот пункт я обращаю особое внимание. О чем рассказывает мастер? Ну, конечно же, не о процессах горения органических веществ! Помните, что мастер делится секретами своего мастерства. Какого? Правильно! Мастерства УЧИТЕЛЯ! И это мастерство заключается в особенностях организации образовательного процесса (формы, методы и приемы, используемые мастером, особенности отбора содержания или оценки, структуры урока и т.д.).

 2. Определение образовательного объекта.
Это предмет, явление, действие, которое является ключевым в мастер-классе. Конечно, образовательный объект может быть в мастер-классе только ОДИН, иначе мастер-класс превратится в калейдоскоп различных видов деятельности - красивые, но бессмысленные картинки. Образовательный продукт, естественно, должен быть озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса.

 3. Выделение основных видов деятельности.
На данном этапе планирования мастер-класса необходимо выделить способы организации образовательного процесса, как специфичные для вашего предмета, так и те, которые заключают в себе секрет мастерства педагога. Сколько таких "ключиков успеха" может быть у педагога? Кто-то скажет: "Много" и... ошибется. Скажите, сколько блюд для праздничного стола вы можете приготовить? Правильно, как минимум десятки! А сколько блюд вы считаете своими, фирменными? Одно-два, не так ли? Именно эти фирменные приемы, методы, способы организации деятельности и являются ключевым содержанием мастер-класса.

4. Определение образовательного продукта и критериев его оценки.
При организации мастер-класса важно заранее спланировать результат, продукт деятельности. То есть то самое достижение, которое оценивается участниками (по рпедложенным мастером критериям), является основой для формирования ситуации успеха и представляется зрителям. Продукт не может быть случайным, он является логичным следствием действия (п.3), осуществляемого над объектом (п.2).

 5. Разработка идеи мастер-класса.
Без комментариев. Рождение идеи находится в поле творчества мастера, а любое творчество настолько индивидуально, что любой совет с моей стороны будет просто преступлением против уникальности.

 6. Формулировка одного или нескольких творческих заданий.
В формулировке творческого задания четко обозначаются образовательный объект, предполагаемый вид деятельности, ожидаемый продукт и его возможная форма.
Я позволю себе немного поразмышлять о творческих заданиях. Почему! Ну, почему! Почему многие думают, что творческое задание должно заключаться в сочинении стишков, рисовании картиночек, наклеивании аппликаций! И вот, сидят участники мастер-класса чего-то лепят, вырезают. Так, подумаем. Кто участники мастер-класса? Правильно, ПЕДАГОГИ. В качестве кого они сидят на мастер-классе? Правильно, ПЕДАГОГОВ, желающих повысить свой профессиональный уровень. А значит в какой сфере они будут проявлять творчество? И опять-таки правильно, в своей ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ сфере!

 7. Разработка структуры мастер-класса.
Структура мастер-класса отражает его идею как способа передачи концептуальной идеи педагогической системы мастера в форме проблемных, практико ориентированных, творческих заданий.
а) первый этап - "индуктор". начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.
б) второй этап - работа с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.
в) третий этап - "инсайт". Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечталение способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.
г) четвертый этап - "рефлексия". Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.). Отмечу забавный и,одновременно, печальный факт. Многие участники мастер-класса в процессе рефлексии начинают говорить о том, как много они узнали, оценивая ПРЕДМЕТНОЕ содержание (я так много узнал о процессе горения, для меня была новой информация о том, что парафин - это жидкость и т.д.). Но! Самый важный момент мастер-класса - его МЕТОДИЧЕСКОЕ содержание! Поэтому и оценка участников мастер-класса должна быть направлена на формы, методы, приемы организации образовательного процесса, эффективность которых доказал мастер.

 8. Подбор дидактических средств.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера


  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия

  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии

  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование


  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:


  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.

  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог

  • 3) Показ отдельных методов работы

  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция

  • Практическое занятие

  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.


Этапы работы мастер-класса
Содержание этапа
Деятельность участников
Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образова-тельной, развивающей и вос-питательной).


Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:


  • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

  • развитие способности к рефлексии;

  • развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
 Литература

Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.

Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. : АПКиППРО, 2006. – 168 с.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

http://festival.1september.ru/articles/515316/

http://fsu-expert.ru

Материал из ПскоВики http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81#.D0.A1.D0.BE.D1.86.D0.BE.D0.B1.D1.80.D0.B0.D0.B7:.D0.9C.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.B5.D1.80_.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.81.D1.8B

Материал с сайта «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/1294/

Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconТема инновационного педагогического опыта
Адрес педагогического опыта: п. Кизема, ул. Ленина, д. 13, Устьянского района, Архангельской области
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconВопросы к зачету Магистратура Что такое неокантианство? Общая характеристика Основные идеи «Теории опыта Канта»
Основные темы в противостоянии русского неокантианства и русской религиозной философии
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconИдеи технологии результаты
Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч журнал. – Москва – Челябинск: ано «Со-Действие», 2011. – №3 (4). – 169...
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconУсловия возникновения, становления педагогического опыта
Образование высшее, окончила Тульский государственный педагогическийинститут им. Л. Н. Толстого, факультет физического воспитания...
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconПрезентация педагогического опыта
Социальная востребованность активной личности требует такой организации учебной деятельности, которая может обеспечить развитие ученика...
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconОсновные идеи современного маркетинга профессор, доктор технических наук, академик Российской академии статистических методов
Орлов А. И. Основные идеи современного маркетинга. Журнал «Маркетинг успеха». 2000. No. 12. С. 21-39
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconПрактические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников
Кроме того, имеются основные положения методики по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconОсновные идеи, направления, функции социальной мысли
Составляющие общества, взаимодействующие личности и социальные группы (т е этносы, классы, слои, коллективы, семьи) имеют свои интересы....
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconКультура педагогического общения
Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или...
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии iconОсновные положения и обзор возможностей программы
В этой главе кратко обсуждаются основные теоретические аспекты процесса теплопередачи и конкретная их реализация в программе ansys....

Источник: http://kurs.znate.ru/docs/index-184282.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему: "Мастер -класс как активная форма управления." Платье связанное из листьев


Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера Мастер-класс это презентация опыта педагога-мастера


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ